Блог / Новости RSS 2.0

Коробки отбора мощности. Реверсивная коробка отбора мощности.

Коробки отбора мощности. Реверсивная коробка отбора мощности.

На фланец бокового люка коробки передач автомобилей ЗИЛ моделей 131Н и 431411 (северная модификация), имеющих лебедку, устанавливается реверсивная коробка отбора мощности, которая служит для привода лебедки ( 3.21). Эта коробка отбора мощности допускает отбор мощности до 22 кВт и имеет два передаточных числа: для наматывания троса на барабан лебедки 1,0; для разматывания троса — 0,76. Общее передаточное число привода карданного вала лебедки (с учетом колес в коробке передач): 2,257 для наматывания троса и 1,72 для разматывания троса.
Коробка отбора мощности собрана в чугунном картере, в котором установлены две неподвижные оси и главный вал. Ведущий блок зубчатых колес и промежуточное колесо размещены на неподвижных осях на роликовых подшипниках. Оси зафиксированы стопорной пластиной, поджимаемой болтом. Между торцами блока шестерен, промежуточного колеса и стенками картера установлены опорные шайбы. Главный вал вращается на двух шариковых подшипниках. По шлицам главного вала перемещается колесо включения передач. Все колеса коробки отбора мощности имеют прямые зубья.
Подшипники главного вала поджаты крышками с уплотнитель-нымй прокладками. На выходной шлицевый конец главного вала установлен фланец с защитным отражателем. Между крышкой выходного конца вала и фланцем установлена манжета для исключения течи масла. Фланец зажат гайкой, закерненной в паз вала.
Включение и переключение передач в коробке отбора мощности осуществляется перемещением зубчатого колеса на главном валу вилкой, установленной на штоке переключения. Вилка закреплена на штоке стопорным болтом, зафиксированным проволокой. Фиксация трех положений штока (нейтральное и две передачи) осуществляется фиксатором, состоящим из шарика, пружины и пробки. Для исключения течи масла по выходному концу штока переключения на нем установлены уплотнительное кольцо и комбинированное уплотнение.
Управление переключением коробки отбора мощности осуществляется рычагом, нижний конец которого закреплен в выходном конце штока переключения, а верхний выходит в кабину автомобиля (на автомобилях выпуска до 1976 г.).'На автомобилях последующих годов выпусков устанавливается укороченный рычаг с втулкой на верхнем конце. Для переключения коробки отбора мощности во втулку рычага вставляется ключ через люк в полу кабины.
Большой зубчатый венец блока зубчатых колес коробки отбора мощности входит в постоянное зацепление с большим венцом блока зубчатых колес передачи заднего хода коробки передач при установке ее на люк картера коробки передач. Между прива-лочными плоскостями установлена уплотнительная прокладка толщиной 0,5 мм.
Неправильная установка коробки отбора мощности приводит к увеличенному шуму колес и их повышенному износу. Коробка отбора мощности устанавливается на шпильки люка, на которые затем наворачиваются гайки с шайбами. Гайки следует затягивать равномерно крест-накрест, проворачивая ври этом главный вал, который должен вращаться свободно без заеданий.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание коробки отбора мощности заключается в проверке затяжки гаек крепления к коробке передач и гайки крепления фланца. Контроль уровня и смена масла в коробке отбора мощности производится одновременно с этими же работами по коробке передач. Маслозаливная пробка установлена в верхней части картера коробки отбора мощности, а сливная пробка — в нижней.

С уважением, Федот Прутков.